Правовые акты государственного управления: Правовые акты государственного управления

Содержание

Правовые акты государственного управления

Общие характеристики правовых актов государственного управления

Правовые акты, опосредующие государственное управленческое воздействие, в полной мере обладают общими признаками нормативно-правовых актов, образующих отечественную правовую систему. К числу таких сущностных характеристик относятся:

  • государственно-властная природа правовых актов, опосредующих управленческое воздействие. Названные акты полномочны издавать органы государственного управления, которым законом предоставлены соответствующие властные функции, реализуемые ими от имени государства;
  • подзаконный характер правовых актов органов государственного управления. Содержание таких актов определяется законом: акты разрабатываются и принимаются на основании положений законов и во исполнение таких положений. Имеет место и внутренняя иерархия правовых актов государственного управления, когда акты нижестоящих органов должны соответствовать закону и актам нижестоящих органов государственной власти;
  • правовые акты, опосредующие государственное управленческое воздействие, обладают свойством юридической силы, т. е. обязательности образующих их содержание предписаний в отношении всего круга субъектов, которым они адресованы. Исполнение управленческих правовых актов обеспечивается государственным принуждением. При этом юридическая сила правовых актов государственного управления неодинакова, она предопределяется статусом государственного органа, его издавшего, его местом в иерархической системе власти, потому акты органов нижнего уровня системы управления должны соответствовать актам верхнего уровня системы;
  • фактическое оформление государственно-властного решения в форме правового акта предполагает издание письменного документа правового характера. При этом подготовка принятия и реализации нормативных актов опосредуется значительным числом документов, которые по своей юридической сущности и порядку принятия к числу правовых актов отнесены быть не могут. Это различные справочные документы, документы-отчеты, документы контрольного (надзорного) характера и др.;
  • строго регламентированная процедура принятия: управленческий правовой акт принимается в соответствии с процедурой, предусмотренной соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности правовых актов государственного управления

Правовые акты, опосредующие государственное управленческое воздействие, обладают общими чертами правовых актов и специфическими характеристиками, позволяющими объединить их в соответствующую группу внутри системы отечественных правовых актов. К особенностям, характеризующим природу и значение правовых актов государственного управления, относятся следующие.

Основу всякого правового акта государственного управления составляет управленческое решение, направленное на упорядочение общественных процессов и достижение социально значимой цели. Такое решение обретает форму в содержании управленческого правового акта, и только в таком виде становится причиной определенных правовых последствий. Иначе говоря, содержание правового акта государственного управления выступает основанием для определенного преобразования общественных процессов. Итак, как управленческий правовой акт выступает основание следующих юридических последствий:

  • составляющие содержание управленческого правого акта устанавливают или изменяют нормы поведения;
  • управленческий правовой акт выступает как юридический факт, непосредственно создающий, преобразующий или прекращающий соответствующие правоотношения. При этом управленческий правовой актах может выступать основанием изменений, как административных правоотношений, так и отношений иной отраслевой принадлежности – финансовых, налоговых, земельных и других правоотношений;
  • управленческий правовой акт может использоваться как доказательство в процессуальных отношениях судебного или административного характера.

Замечание 1

Отсюда, принято выделять нормативные правовое акты государственного управления, содержащие общие правила поведения, и индивидуальные акты, направленные на разрешение конкретных правоотношений.

Органами полномочными издавать управленческие правовые акты являются исключительно органы исполнительной власти в рамках предоставленной им нормативно-правовыми актами компетенции.

Правовой акт государственного управления опосредует одностороннее властное волеизъявление соответствующего субъекта государственной исполнительной власти, т.е. принимается в одностороннем порядке. При этом необходимо отметить, что не исключается разработка и принятие комплексного управленческого акта совместно органами исполнительной власти разной компетенции, однако и здесь будет иметь место одностороннее управленческое воздействие субъекта управления на объект управления, пусть даже на стороне субъекта выступают несколько органов.

Государственный управленческий правовой акт является средством реализации властного воздействия, инструментом, при помощи которого органы исполнительной власти, их должностные лица оказывают управленческое воздействие на общественные процессы.

Посредством правового акта государственного управления реализуется властное воздействие для установления общих правил поведения или урегулирование конкретных общественных отношений в подведомственной сфере управления.

Особый порядок обжалования правового акта государственного управления: такой акт может обжаловаться, как в административном, так и в судебном порядке.

Замечание 2

Правовые акты государственного управления выступают основным инструментом реализации полномочий органами исполнительной власти, в том числе и посредством упорядочения конкретных общественных отношений при издании актов индивидуального характера. Правовые акты государственного управления – это всегда выраженное вовне юридически властное волеизъявления субъекта исполнительной власти, направленное на упорядочение общественных процессов.

Нормативные акты государственного управления

Понятие и признаки нормативных актов государственного управления

Процесс государственного управления, отличаясь сложностью и многообразием используемых методов, обладает одной, исключительно важно формой государственного управления, отражающей особенности управленческого процесса. Такой формой являются нормативные акты государственного управления.

Замечание 1

Нормативные акты государственного управления являются центральной формой реализации административно-властных полномочий, поскольку абсолютное большинство управленческих решений реализуются именно посредством данного инструмента.

В наиболее общем виде, рассматриваемая категория может быть определена следующим образом:

Определение 1

Акт государственного управления – это нормативно-правовой документ, содержащий в себе словесно или конклюдентно (по мнению ряда исследователей, например – Ю.Н. Старилова) выраженное решение субъекта государственного управления, носящее характер общеобязательного правила поведения.

В аспекте общеобязательности находит свое отражение свойство нормативности акта государственного управления

Готовые работы на аналогичную тему

По общему правилу, нормативный акт государственного управления издается в рамках общей компетенции органа государственной власти или конкретного должностного лица, для целей возникновения определенных юридических последствий.

Анализ содержания нормативных актов государственного управления, позволяет выделить ряд отличительных признаков такового, в том числе:

  1. Акт выступает юридической формой управленческого решения, в рамках которой реализуются задачи и функции государственного управления;
  2. Акт государственного управления императивен, то есть содержит в себе общеобязательное предписание совершить или воздержаться от определенных действий;
  3. Нормативный акт госуправления, будучи юридическим фактом, служит предпосылкой для возникновения, изменения либо прекращения каких-либо общественных отношений в сфере государственного управления;
  4. Являясь нормативным документом, акт государственного управления обладает конкретным местом в иерархической системе национальной правовой системы, что подразумевает необходимость его соответствия актам вышестоящих звеньев системы источников правового регулирования общественных отношений.
  5. Будучи издаваемым в рамках установленной компетенции органов государственной власти и должностных лиц, акт представляет собой разновидность служебной документации, постоянно используемой в процессе их деятельности;
  6. Акт принимается в установленном законами и подзаконными нормативно-правовыми актами порядке, в рамках определенной процедуры протекающей от подготовки проекта до вступления нормативного акта государственного управления в силу;
  7. Акт может быть обжалован в вышестоящем органе, а равно и в судебном порядке;
  8. Реализация и исполнение нормативного акта государственного управления обеспечивается силой государственного принуждения, под угрозой возникновения негативных правовых последствия для нарушителя норм соответствующего акта управления.

Виды нормативных актов государственного управления

В зависимости от субъектов госуправления, полномочных принимать нормативные акты государственного управления, в форме постановлений, указов, инструкций и т.д. выделяются:

  • акты управления, принимаемые Президентом РФ;
  • акты управления, принимаемые Правительством РФ и федеральными министерствами;
  • акты управления, принимаемые уполномоченными органов государственной власти субъектов РФ.
Понятие и виды правовых актов государственного управления

Понятие правовых актов государственного управления

Правовые акты государственного управления — это правовые управленческие действия, которые характеризуются тем, что они,

во-первых, исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, которые заняты организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства;

во-вторых, это государственно-волевые действия, которые порождают, т.е. волей действующего субъекта вызывают к жизни, новые правовые состояния, создают для других лиц новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в т. ч. и возможностью применения мер государственного принуждения;

в-третьих, основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта правовая организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.

Виды правовых актов государственного управления

Административное нормотворчество как одна из правовых форм организационной юридической деятельности представляет собой принятие и издание различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.

Нормативные правовые акты управления — это односторонние властные волевые действия аппарата исполнительной государственной власти, совершаемые в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленные на установление юридических норм — правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

Административное распорядительство — другая правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления, которые представляют собой односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на установление, изменение или прекращение конкретных правоотношений, указанных в самом этом акте субъектов.

Административные правовые акты управления рассчитаны на однократное применение и распространяются на строго определенный, в самом этом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (административных, ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующих норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

Административное исполнительство, или административно-исполнительские действия, как особая и специфическая форма управленческой деятельности — есть исполнение законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

Административно-исполнительские действия следует отличать, с одной стороны, от распорядительной деятельности в форме нормативных и административных правовых актов управления, а с другой — от технического исполнительства (прием и передача информации, размножение управленческой документации и т.д.).

От административного нормотворчества и административного распорядительства они отличаются тем, что не направлены на организацию каких-то отношений, а служат одним из средств исполнения и реализации требований определенных нормативных и индивидуальных правовых актов управления.

Значение нормативного правового акта управления в процессе реализации государственного управления

Однако подчиненность подзаконных нормативных правовых актов законам не делает их менее значимыми для регулирования общественных отношений. Законы в основном определяют направление правового регулирования, устанавливают наиболее общие нормы, в то время как подзаконными нормативными правовыми актами конкретизируются нормы, установленные на законодательном уровне. При этом общественные отношения получают более детальную и конкретную регламентацию. Кроме того, нередко подзаконными нормативными правовыми актами восполняются пробелы законодательства, поскольку упрощенная процедура их принятия дает возможность органам государственной власти незамедлительно реагировать на явления, происходящие в обществе.

В административно-правовой науке подзаконные нормативные правовые акты именуют нормативными правовыми актами управления или административными нормативными правовыми актами. Такое наименование призвано акцентировать внимание на осуществление государственного управления путем издания подобных актов.

В административно-правовой науке нормативный правовой акт управления рассматривается как вид правового акта управления. Таким образом, большинство теоретических изысканий посвящено именно правовому акту управления в целом. При этом очевидна нехватка исследований, посвященных обособлено нормативному правовому акту управления как самостоятельной правовой категории.

Там не менее, некоторые советские ученые-административисты останавливались на изучении подобных нормативных актов. Так, Р.Ф. Васильев, характеризовал нормативный правовой акт управления как «властное волеизъявление государственных органов и других субъектов государственного управления, которые устанавливают, применяют, изменяют правовые нормы и изменяют сферу их действия; это властное волеизъявление должно совершаться в процессе осуществления функций государственного управления в установленном порядке на основе и во исполнение законов» [3].

Н.Г. Салищева, в результате крупного научного исследования посвященного нормативному акту советского государственного управления, определила такой акт как форму выражения определенного правила, которое устанавливается органами государственного управления для регулирования, на основании и во исполнение закона, общественных отношений в области государственно-властной, организующей деятельности этих органов, направленной на практическое осуществление функций государства, на претворение в жизнь государственной политики; выполнение этого подзаконного акта обеспечивается организацией и убеждением его исполнителей, а в отношении нарушителей – силой государственного принуждения» [4].

Следует отметить, что именно правотворческая деятельность субъектов государственного управления в лице органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивает формирование правового пространства государства и придает властным государственным решениям нормативную форму, что служит основанием для дальнейшей практической реализации положений государственной политики.

В целях формирования объективного понимания института нормативных правовых актов управления, и выявления их роли в процессе государственного управления предлагается рассмотреть, в чем же заключается значение таких актов.

1. Нормативные правовые акты управления устанавливают, изменяют и отменяют нормы права, таким образом осуществляя регулирование общественных отношений. Их действие направлено на неограниченный круг лиц, поэтому такие акты являются полноценным источником права.

С помощью таких актов органы государственной власти определяют порядок управления, устанавливают права и обязанности участников общественных отношений, а также регламентируют должное поведение субъектов, на которых направлено правовое регулирование.

Эти акты «всегда влекут за собой четко выраженные юридические последствия, и поэтому в максимальной степени претендуют на обозначение их в качестве административно-правовых форм управления» [5].

Особое значение нормы, закрепляемые административными актами, приобретают ввиду компетенции издающих их субъектов публичного управления. Органы государственной власти наделены полномочиями на издание, изменение и отмену подзаконных актов только в пределах своей компетенции. Другими словами, орган государственной власти имеет право осуществлять нормативно-правовое регулирование только в подведомственной ему области.

Органы государственной власти подразделяются, в основном, по отраслевому признаку, что особенно характерно для исполнительной ветви власти. При этом конкретный орган осуществляет регулирование общественных отношений в рамках одной из государственных областей, и в процессе работы неизбежно сталкивается с пробелами в законодательстве, проблемами подведомственной области и, соответственно, необходимостью дополнительного нормативно-правового регулирования. Таким образом, значение нормативных правовых актов управления повышается ввиду их разработки и принятия, в основном, узкоспециализированными органами государственной власти, досконально знающими проблемы своей сферы и внимательно относящимися к разработке специального регулирования.

Такая идеальная модель, безусловно, требует нормативного подкрепления. Шаги в направлении совершенствования института подзаконных нормативных правовых актов уже сделаны путем установления правовой и антикоррупционной экспертиз, предварительного согласования, регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы граждан и организаций. Однако, к сожалению, эти меры носят точечный характер и не охватывают всей системы административных нормативных правовых актов в целом.

2. Благодаря административным правовым актам нормы законодательства становятся «живыми». В законах, как правило, определяются направление регулирования, принципы и общие правила его осуществления. Для претворения в жизнь законодательных положений принимаются административные нормативные правовые акты, которые доводят до правоприменителей конкретные требования законодательства.

Административные нормативные правовые акты являются необходимым и важным условием для осуществления тех или иных действий, для реализации прав и свобод физических и юридических лиц. Например, право на страховую пенсию рассчитывается по правилам (формулам), установленным Федеральным законом «О страховых пенсиях», однако конкретные значения коэффициентов в рублях, из которых рассчитывается конкретная сумма страховой пенсии гражданина, установлены Постановлением Правительства РФ [6].

Необходимость в подзаконной регламентации положений законодательных актов объясняется невозможностью установить все необходимое правовое регулирование на уровне законодательства. Так, приведенный акт Правительства РФ о коэффициентах является ярким примером часто изменяющейся нормы. В течение календарного года те или иные суммы, предусмотренные законодательством, могут меняться несколько раз. По этой причине, с точки зрения юридической техники было бы ошибкой устанавливать такие показатели на уровне федерального законодательства.

Помимо этого следует отметить долгую процедуру принятия федеральных законов. Она может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Многие федеральные законы, такие, например, как кодексы, действительно нуждаются в многолетнем обсуждении, осмыслении, выверке и возможной апробации.

Однако, при возникновении срочной потребности в регулировании стихийно возникших обстоятельств общественной жизни, непредвиденных ситуаций, промедление с принятием нормативного правового акта может губительным образом сказаться на функционировании государства. Относительно быстрая процедура принятия подзаконных нормативных правовых актов позволяет государству оперативно реагировать на вызовы современного мира. Так, в случаях особой необходимости, по вопросам, имеющим исключительное значение, Президент РФ с помощью своих указов может осуществлять так называемое «опережающее нормотворчество», то есть принимать свои акты по вопросам, не нашедшим отражения в законодательстве [7].

Все это говорит об административном нормативном правовом акте как о значительном средстве регулирования общественных отношений, которое на основании и во исполнение закона дает конкретные инструменты правоприменителям для эффективного осуществления управленческих функций.

3. Нормативные правовые акты управления представляют собой средство претворения в жизнь государственной политики. Они являются средством «проведения административной реформы; достижения целей государственного управления; осуществления позитивного функционирования органов исполнительной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; юридической защиты прав и свобод граждан; улучшения качества многообразной российской правовой жизни» [8].

Деятельность по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности является важнейшей функцией федерального министерства как органа исполнительной власти [9]. При этом подчеркивается, что выработка государственной политики неразрывно связана с осуществлением нормотворчества уполномоченными на то органами государственной власти. Эта деятельность осуществляется в форме нормативных правовых актов управления, через которые политическая воля приобретает правовую форму и дальнейшую реализацию на практике.

Система и структура органов государственной власти построена на принципе иерархичности и соподчиненности. Вышестоящие органы государственной власти осуществляют руководство нижестоящими, в том числе, путем норматворчества.

Так, Правительство РФ осуществляет руководство и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти путем издания нормативных правовых актов. Кроме того, такое руководство осуществляется федеральными органами государственной власти в отношении своих территориальных органов, что выступает гарантом единства системы государственной власти.

4. Принятие, изменение и отмена административных нормативных правовых актов является одним из важнейших полномочий органов государственной власти. Осуществляя эту деятельность, уполномоченные органы реализуют правоустановливающие, правоприменительные, регулятивные и правоохранительные функции.

Как и любое иное полномочие органа государственной власти, осуществление нормотворческой деятельности строго регламентировано на уровне законодательства Российской Федерации. Оно осуществляется с соблюдением определенных административных процедур, определяющих процесс разработки, обсуждения, согласования, принятия, вступления в законную силу, изменения и отмены акта. Эти процедуры направлены на обеспечение скрупулезной и выверенной подготовки актов, а также на оценку рисков, связанных с принятием того или иного акта.

От качества нормативного правового регулирования зависит эффективность осуществления всего государственного управления и, в конечном счете, уровень жизни граждан. В этой связи, ответственное осуществление органами государственной власти своих нормотворческих полномочий в строгом соответствии с требованиями законодательства приобретает особое значение для дальнейшего развития правового государства и общества, в котором на первом месте стоят принципы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

5. Нормативные правовые акты управления выступают юридическим основанием для возникновения, изменения и прекращения различных правоотношений. Устанавливая новые обязательные административно-правовые нормы, такие акты не только регулируют отношения между гражданами и государством, но и отношения граждан и организаций между собой.

В гражданско-правовых отношениях такие акты становятся основанием для разрешения спорных вопросов и налаживания взаимодействия. Контрагенты могут ссылаться на правила, установленные подзаконными нормативными правовыми актами, с целью выстраивания взаимоотношений определенным образом.

Установление норм и правил всегда связано с конкретными обстоятельствами общественной жизни и направлено на определение наилучшего регулирования. Поэтому граждане, ориентируясь на требования нормативных правовых актов, не только поступают должным образом, исполняя законодательство, но и обеспечивают собственную защиту от непредвиденных рисков, во избежание которых принимается большинство нормативных актов.

6. Кроме того, с помощью нормативных правовых актов управления может определяться правовой статус различных субъектов права. Примером этого может служить утверждение реестра должностей федеральной государственной гражданской службы [10].

Нормативные правовые акты управления образуют единую систему подзаконных актов, которая обладает специфическими свойствами и оказывает огромное влияние на все сферы общественных отношений, возникающих в обществе и государстве.

Как видно из проведенного анализа нормативные правовые акты управления имеют многогранное значение, а их роль в процессе государственного управления сложно переоценить. Именно с помощью таких актов происходит реализация государственной политики, осуществляется регулирование всего спектра общественных отношений, складывающихся в обществе. Административные нормативные правовые акты запускают механизм действия права, определяя конкретные требования, порядок осуществления определенных действий для реализации какого-либо права или обязанности, предусмотренных законом. Путем издания административных нормативных правовых актов субъекты государственного управления доводят до правоприменителей конкретные нормы и правила, основы которых определяет закон.

Именно поэтому институт нормативных правовых актов управления требует повышенного внимания, как с точки зрения теоретического осмысления, так и с точки зрения практического совершенствования этого института в целях повышения эффективности государственного управления.



[1] См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. М., 2010.

[2] Ч. 2 ст. 4 Конституции РФ.

[3] Акты управления (вопросы теории): межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Васильева Р.Ф. Иваново, 1987;

[4] Салищева Н.Г. Нормативные акты советского государственного управления: Автореф. дис. … канд.юрид.наук. М., 1954.

[5] Уманская В.П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход. М., 2015. С. 34.

[6] Постановление Правительства РФ от 19 января 2017 г. № 35 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 год для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.».

[7] Студеникина М.С. Нормативные правовые акты управления как форма реализации исполнительной власти // Административное право и процесс. 2014. № 2.

[8] Старилов Ю.Н. Административное право в 2. ч. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. С. 63−64.

[9] Подп. а) п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

[10] Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Последнее изменениеСуббота, 26 октября 2019 11:06

24. Порядок принятия правовых актов государственного управления.

Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов управления устанавливается различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом можно выделить характерные для всех производств по изданию (или принятию) административных актов элементы.

1. Наличие нормативной установленной процедуры издания или принятия актов управления.

2. Виды административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица.

3. Подготовка проекта правового акта управления. На этой стадии определяется срок подготовки проекта правового акта управления и ведется разработка проекта одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами по согласованию). Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами. Инициаторами проекта административного акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые, основываясь на знании практики, пытаются совершенствовать ту или иную сферу своей управленческой деятельности. В порядке инициативы проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами. Однако для соответствующего органа исполнительной власти это не создает юридической обязанности их рассмотрения. Например, проекты актов управления, поступившие от граждан или общественных объединений, могут квалифицироваться как подлежащие обязательному рассмотрению; на них необходимо давать ответы или принимать соответствующие меры.

4. Определение структуры проекта правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение. Важное значение уделяется собственно управленческим вопросам принятия акта управления, т. е. здесь речь идет об анализе конкретной ситуации в том или ином вопросе. Чтобы получить важнейшие данные для принятия решения, иногда приходится запрашивать мнение многих организаций, специалистов экспертов, общественных объединений, граждан. В некоторых случаях прорабатываются несколько вариантов будущего административного акта с тем, чтобы наиболее полным образом отразить интересы как публичного управления, так и других субъектов, общества в целом, отдельных граждан.

5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики). Все проекты нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных актов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа публичного управления. Проекты некоторых правовых актов подлежат обязательной экспертизе в соответствующих органах и учреждениях. Например, проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне (ст. 11 ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе»).

6. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта.

7. Издание (подписание, утверждение) правового акта управления. Издание актов управления — это стадия, на которой подготовленный проект приобретает юридическую силу, становится официальным документом. В коллегиальных органах публичного управления моментом издания (принятия) акта является голосование по предложенному проекту и принятие членами данного коллегиального органа решения большинством голосов; в единона-чальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) руководителем соответствующего органа публичного управления. В принятое коллегиальным органом решение (правовой акт управления) до его официальной публикации нельзя вносить какие-либо изменения или дополнения. Это становится возможным только после нового голосования по данному проекту решения. Если акт управления был принят руководителем органа исполнительной власти в единоличном порядке, то он может изменить его в любое время; при этом важно соблюдать установленную процедуру внесения изменений и дополнений в административный акт и своевременное доведение всех изменений (новшеств) до сведения соответствующего круга лиц. Принятый акт управления должен быть надлежащим образом оформлен, т. е. должны быть соблюдены его формальные признаки и атрибуты.

8. Доведение принятого административного акта до сведения лиц, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения, является необходимой стадией принятия акта управления. Процедура ознакомления с принятым актом управления сложилась на практике давно и, как правило, проявляется в следующих формах: устное ознакомление; ознакомление «под расписку»; направление по почте соответстующим ведомствам и должностным лицам; опубликование в периодических изданиях; комментирование в средствах массовой информации, по радио и по телевидению; издание специальных сборников как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ, а также в муниципальных образованиях.

9. Направление принятого (утвержденного) правового акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это является обязательным).

10. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в силу имеет особо важное значение, поскольку оно:

1) влечет серьезные правовые последствия, ибо является важнейшим основанием (предпосылкой) вступления правового акта в юридическую силу;

2) выполняет процессуальную функцию, так как факт опубликования во многих случаях является моментом вступления его в силу;

3) обусловливает правильное применение правовых актов государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;

4) выполняет важную информационную функцию, ибо только после опубликования субъекты права имеют возможность ознакомиться с административными актами;

5) обеспечивает демократизм, доступность и открытость административного нормативного материала.

II. Рассмотрение проекта и принятие нормативного правового акта государственного управления.

Порядок осуществления процессуальных действий и способ принятия решений на данной стадии зависит от того, каким органом государственного управления является субъект административно-правотворческой деятельности – коллегиальным или единоначальным.

Так, Правительство Российской Федерации, будучи коллегиальным органом, рассматривает проекты постановлений на заседании, которое считается правомочным при условии присутствия не менее половины членов Правительства Российской Федерации. Решения принимаются, как правило, общим согласием, но может быть проведено и голосование. В этом случае принятым считается решение, за которое проголосовало большинство присутствующих на заседании членов Правительства Российской Федерации. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Правительства Российской Федерации, который и подписывает постановление.

Порядок рассмотрения и принятия проектов нормативных правовых актов государственного управления в единоначальных органах исполнительной власти отличается существенным образом. Такие акты рассматриваются и утверждаются руководителем соответствующего органа исполнительной власти единолично. Однако это не исключает возможности создания в структуре федеральных органов исполнительной власти таких совещательных органов, как коллегии, которые рассматривают вопросы, отнесенные к компетенции этого органа, а также проекты нормативных правовых актов государственного управления. Например, на рассмотрение Коллегии МВД России выносятся проекты нормативных правовых актов по особо важным вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск1.

Решения коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя федерального органа исполнительной власти.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт государственного управления должен иметь следующие реквизиты:

– наименование органа, издавшего акт;

– наименование вида акта и его название;

– дату подписания (утверждения акта) и его номер;

– наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт.

Нормативные правовые акты государственного управления, изданные совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должны иметь соответствующие номера и единую дату.

III. Государственная регистрация нормативных правовых актов государственного управления.

Специфика рассматриваемой стадии заключается в том, что процессуальные действия, осуществляемые в ее рамках, с одной стороны, являются частью административно-правотворческого производства (так как они подтверждают соответствие нормативного правого акта российскому законодательству и, в силу этого, выступают необходимым условием их действительности), а с другой – могут быть рассмотрены в качестве самостоятельного вида правонаделительных производств.

Эта стадия характерна только для ведомственных нормативных правовых актов. Производствам по принятию указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации эта стадия не свойственна.

Государственная регистрации нормативного правового акта государственного управления представляет собой деятельность Министерства юстиции Российской Федерации по осуществлению контроля за соответствием ведомственных нормативных правовых актов российскому законодательству и преследует цель обеспечить соблюдение законности в деятельности органов исполнительной власти, не допустить ущемления прав, свобод и законных интересов граждан.

Государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а только те, которые:

а) затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

б) устанавливают правовой статус организаций;

в) имеют межведомственный характер;

г) содержат сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера1.

Подлежат государственной регистрации и нормативные акты, издаваемые Банком России2, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации3.

А решения и иные акты избирательных комиссий, напротив, не подлежат государственной регистрации4.

Процедура государственной регистрации включает в себя:

1. Юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации.

2. Принятие решения о необходимости государственной регистрации акта.

3. Присвоение регистрационного номера.

4. Занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее десяти дней со дня их подписания (утверждения) тем государственным органом, который его издал, а в случае межведомственной нормотворческой деятельности – органом, указанным первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту прилагается справка, подписанная руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, содержащая:

– основания издания нормативного правового акта;

– сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

– сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.

Срок осуществления регистрационных действий, по общему правилу, может составлять до пятнадцати рабочих дней и исчисляется с даты получения акта Министерством юстиции Российской Федерации. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен не более чем на десять рабочих дней, а в исключительных случаях – до одного месяца.

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации. Такие акты возвращаются издавшему их органу с указанием причины отказа.

В течение десяти дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене этого нормативного акта и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Нормативный правовой акт может быть возвращен принявшему его органу без регистрации по просьбе такого органа, а также, если нарушен порядок представления акта на государственную регистрацию или правила его подготовки. В случае выявления подобных нарушений они должны быть устранены, а акт – повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца, либо в Министерство юстиции Российской Федерации должна быть направлена копия документа об отмене этого нормативного правого акта.

По сообщениям Центра общественных связей Минюста России, отмечается высокое качество подготовки нормативных правовых актов МВД России, Минобороны России, ФСКН России, ФСФР России и Банка России, по которым практически не бывает отказов в государственной регистрации1.

После государственной регистрации подлинник нормативного правого акта с присвоенным ему регистрационным номером в течение суток направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший этот акт, а его копия в течение одного дня – в «Российскую газету». Копии акта также направляются в «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература Администрации Президента Российской Федерации», в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Административное право | Британика

Административное право , правовые рамки, в которых осуществляется государственное управление. Это вытекает из необходимости создания и развития системы государственного управления в соответствии с законом, концепция, которую можно сравнить с гораздо более древним понятием справедливости в соответствии с законом. Поскольку администрация предполагает осуществление полномочий исполнительной ветвью власти, административное право имеет конституционное и политическое, а также юридическое значение.

Не существует общепринятого определения административного права, но рационально его можно использовать для охвата организации, полномочий, обязанностей и функций органов государственной власти всех видов, занимающихся администрированием; их отношения друг с другом, а также с гражданами и неправительственными органами; правовые методы контроля государственного управления; и права и обязанности должностных лиц. Административное право в значительной степени дополняется конституционным правом, и грань между ними трудно провести.Организация национального законодательного органа, структура судов, характеристики кабинета и роль главы государства обычно рассматриваются как вопросы конституционного права, тогда как материально-правовые и процедурные положения, касающиеся центральных и местных органов власти и судебных органов К рассмотрению в администрации относятся вопросы административного права. Но некоторые вопросы, такие как ответственность министров, не могут быть отнесены исключительно к административному или конституционному праву.Некоторые французские и американские юристы рассматривают административное право как часть конституционного права.

Закон, относящийся к общественному здравоохранению, образованию, жилью и другим общественным услугам, может логически рассматриваться как часть совокупности административного права; но из-за его огромного объема это обычно считают вспомогательным.

Определение принципов

Одним из основных объектов административного права является обеспечение эффективного, экономичного и справедливого управления. Система административного права, которая препятствует или препятствует администрированию, несомненно, будет плохой, и, следовательно, также будет системой, которая приведет к несправедливости по отношению к человеку.Но для того, чтобы судить, помогает ли административное право эффективному управлению или мешает ли оно эффективному управлению или работает таким образом, чтобы отказать в правосудии человеку, необходимо изучить цели, которым должна служить государственная администрация, а также средства, которые оно использует.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

В связи с этим могут быть предприняты только самые широкие обобщения. Можно утверждать, что все государства, независимо от их экономической и политической системы или стадии развития, стремятся достичь высоких темпов экономического роста и более высокого среднего дохода на человека.Все они преследуют цели модернизации, урбанизации и индустриализации. Все они пытаются обеспечить основные социальные услуги, особенно образование и здравоохранение, на как можно более высоком уровне. Уровень народных ожиданий намного выше, чем в прошлые века. От правительства ожидается не только поддержание порядка, но и достижение прогресса. Широко распространено убеждение, что разумные и целенаправленные действия правительства могут ликвидировать бедность, предотвратить серьезную безработицу, повысить уровень жизни нации и обеспечить быстрое социальное развитие.Люди во всех странах гораздо больше осведомлены, чем их предки, о влиянии правительства на их повседневную жизнь и о его потенциале добра и зла.

Рост функций государства наблюдается в более развитых и менее развитых странах; как в старых, так и в новых штатах; в демократических, авторитарных и тоталитарных режимах; и в смешанных экономиках Запада. Движение далеко не достигло своего апогея. С каждым дополнением к функциям государства дополнительные полномочия приобретаются соответствующими административными органами, которые могут быть центральными министерствами, местными, провинциальными или региональными правительствами или специальными учреждениями, созданными для конкретной цели.

,
Закрытые и открытые модели государственного управления

Закрытый и открытый модельный подход к изучению государственного управления ориентирован на саму организацию. Один из способов изучения сложных организаций — рассматривать их как открытую или закрытую систему. Прежде чем мы попытаемся понять открытую и закрытую систему в отношении изучения государственного управления в целом и организаций в частности, давайте попытаемся узнать, что такое открытая и закрытая система.

Открытая система — это система, которая взаимодействует и обменивается веществом с окружающей средой. Представьте себе пруд, в то время как закрытая система остается изолированной от окружающей среды; думаю, аквариум.Изучая сложные организации, американский социолог Джеймс Д. Томпсон в 1967 году опубликовал книгу «Организация в действии», в которой он проанализировал поведение сложной организации как сущностей в действии. Он изучал организацию в свете их технологий и среды, и поэтому он пришел к пониманию значения закрытой и открытой системы в организационном контексте.

Согласно Томпсону, организация называется закрытой системой, когда:

  • Ресурсы организации используются функционально
  • Каждый компонент организации вносит свой вклад в логику системы, в которой используются управляемые механизмы для уменьшения неопределенности

Примерами, которые он привел в отношении закрытой системы, были Тейлор и его научный менеджмент, концепция бюрократии Вебера и административный менеджмент Гулика и Урвика.

Томпсон также определил открытую систему в отношении организаций, он сказал, что: Сложная организация представляет собой набор взаимозависимых частей, которые вместе составляют единое целое, потому что каждый вносит свой вклад и получает что-то от целого, что, в свою очередь, взаимозависимо с некоторыми более крупными окружающая среда . Таким образом, открытая система является динамичной, полной неожиданностей и неопределенностей. Системы продолжают развиваться через непрерывный процесс развития и стремятся достичь гомеостаза или состояния равновесия.

Филипп Селзник (Philip Selznick) в 1940-х годах провел важное исследование для изучения подхода открытой системы к организационному анализу. Он провел свое исследование по формированию администрации долины Теннесси под названием TVA и Grass Roots (1949). Он сосредоточил свои исследования на аспектах децентрализации и привлечения уже существующих местных и государственных учреждений, с тем чтобы практиковать демократическое планирование. Именно во время этого примера он определил открытую систему, также известную как институциональный подход, о котором мы знаем из предыдущей главы.Согласно Селзнику, организация понимается как средство достижения целей, но члены организации действуют не просто как средства; они искренне участвуют, каждый из которых обладает различными навыками, опытом, мотивацией и желаниями. Организация также должна взаимодействовать со сторонами, группами интересов и другими агентствами, которые общаются и влияют на организацию; и друг друга.

С управленческого контекста организация не может использовать только один строгий подход, который заключается в том, что либо в открытой, либо в закрытой системе ей необходимо сохранять смену позиций по мере необходимости для достижения стабильности и уверенности, необходимых для выполнения работ и достижения целей. ,




Авторство / Ссылка — Об авторе (ах)

Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы сертифицированный образовательный поставщик ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях.Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


,

Степень государственного управления

Что такое государственное управление?

Государственное управление — это дисциплина, которая посвящена потребностям гражданского общества. Государственные администраторы участвуют в работе государственной системы на всех ее уровнях. Степень в области государственного управления — хороший выбор для тех, кто хочет заниматься политикой и одновременно помогать людям.

Структура программы

Студенты, заканчивающие бакалавриат в области государственного управления, обычно получают степень бакалавра искусств.Магистерские учебные программы обычно называют MPA, и они являются аналогами учебных программ MBA, но в области государственного управления.

Помимо специальных курсов в области государственного управления, студенты пройдут курсы в таких областях, как социология, коммуникационные медиа, здравоохранение, высшее образование, окружающая среда и многие другие — учебный план зависит от выбранной учебной программы и специализации. Первые годы учебной программы традиционно являются более базовыми, в то время как в последние годы студенты выбирают свою специализацию и проводят большую часть времени в своем исследовательском проекте, который они представят в качестве заключительной диссертации.Магистерские программы обучения более конкретны — те, кто подает заявку на магистерские программы обучения, обычно более или менее определяются своими собственными научными интересами, поэтому учебная программа обычно не содержит общих курсов.

Во многих случаях вы можете изучать государственное управление, не выходя из дома и не бросая свою работу — список университетов предоставляют онлайн (или смешанные) учебные программы в государственном управлении. Учебные программы MPA (магистр государственного управления) обычно являются наиболее популярными в этой области.

Вступительные требования для заявителей государственного управления

Обычно университеты не запрашивают никаких специальных навыков для навыков государственного управления, но это зависит от выбранного учебного заведения и программы обучения. Кандидаты должны написать убедительное мотивационное письмо, объясняющее, почему он так заинтересован в этой области. Знание английского языка всегда требуется, так как большинство учебных программ, которые можно найти на нашем сайте, преподаются на английском языке. Учебная программа некоторых учебных программ включает курсы на родном языке той страны, в которой вы планируете учиться, поэтому иногда требуются также базовые языковые навыки на этих языках.

Где учиться государственному управлению?

Лучшими учебными заведениями США, проводящими учебные программы по государственному управлению, являются Сиракузский университет в Сиракузах, Университет Джорджии в Афинах, Университет Индианы и Университет штата Аризона в Темпе. Конечно, США — не единственная страна, которая изучает государственное управление; Вы можете найти ценную учебную программу практически в любой стране, которая вас интересует. Например, образование в области государственного управления в европейских университетах ценится не меньше, чем аналогичное образование в США.

демократических и социалистических целей государственного управления

Роль и функции правительства и бюрократии — это то, что постоянно развивается после событий и изменений в мире и во всем мире. Во время нашей беседы мы увидели, как развивалась академическая дисциплина государственного управления. Он претерпел реформы и находился под влиянием развития других наук, таких как социальные и поведенческие.

Демократия является представительной формой правления, выбранной народом.Вся идея государственного управления в условиях демократии противоречива. Государственное управление, описанное Фредериком Кэмпом Мошером, находится в трех шагах от людей. Согласно Беркли и Раузу, государственная служба и демократия являются противоположными по своей природе, но дополняют друг друга.

В демократическом государстве дух демократии должен поддерживаться в том, как государственные службы управляются. Государственное управление демократическим государством должно быть прозрачным, эффективным и, самое главное, должно быть открытым для общественного контроля и критики.Это должно обеспечить возможности для включения общественного мнения и идей для улучшения и предоставления более качественных услуг. Он должен представлять общие интересы большой части людей, а не личные интересы конкретных немногих.

В такой разнообразной стране, как Индия, где социальные знаменатели, такие как каста, религия, язык и т. Д., Создают барьеры на столь многих уровнях, государственное управление должно быть таким, чтобы оно поднималось выше и преодолевало все различия.

Согласно Ричарду Боксу в его книге «Демократия и государственное управление», в демократии есть несколько важных ролей, которые государственная администрация играет, например:

  • Сохранение и отстаивание демократических ценностей и обеспечение демократии путем обеспечения доступа к основным и другим правам граждан
  • Обеспечение того, чтобы общественные интересы учитывались через маршруты общественных услуг.
  • Управление всеми государственными институтами в соответствии с демократическими ценностями
  • Внимательно следуйте инструкциям законодательных органов при осуществлении политики, законов, правил и положений
  • Действуя как образец для подражания надежности, морали, будучи этичным и профессиональным

Мы расцениваем громкую бюрократию Карла Маркса как правительственный инструмент, созданный и контролируемый доминирующим классом для удовлетворения их интересов.Антонио Грамши Итальянские социалистические теоретики утверждают, что бюрократия является узколобой и консервативной силой, и она становится опасной, когда она отрывается от массы составляющих ее членов и начинает функционировать как независимая организация.

Таким образом, если ресурсы и возможности их распределения принадлежат государству, роль, которую должна играть бюрократия, может быть:

  • Обеспечение справедливого распределения товаров и услуг
  • Повышение качества жизни людей
  • Расширение сферы административных функций, чтобы включить все
  • Более тесное общение с людьми, чтобы сделать их частью административного процесса

Читатель может обнаружить, что эти цели очень похожи на цели демократического устройства, и это действительно так.Единственная разница в социалистическом устройстве состоит в том, что правительство имеет тенденцию иметь больше и централизованную власть. Критики утверждают, что демократия включает в себя планирование, что означает, что свобода и свобода некоторых людей должны быть отброшены для всеобщего блага. Однако, в конечном счете, даже для достижения социализма определенный уровень демократии становится необходимым.




Авторство / Ссылка — Об Авторе (ах)

Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководством по изучению менеджмента Content Team .Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы являемся сертифицированным образовательным поставщиком по стандарту ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *